Одна из самых неприятных проблем современной авиации – «турбулентность чистого неба».
В абсолютно прозрачном небе внезапно самолет попадает в зону, в которой его начинает отчаянно трясти. Как правило пассажиры и экипаж отделываются легким испугом, но нередко все приводит к тяжелым травмам и даже гибели отдельных людей.
Также надо принять в расчет опасную нагрузку на конструкцию всего самолета.
Новая технология обнаружения турбулентности чистого неба (ТЧН), которая могла бы помочь пилотам выбрать более гладкий маршрут, в настоящее время проходит испытания в рамках совместного европейского проекта под названием DELICAT.
ТЧН может происходить при отсутствии облаков и визуальных намеков своего присутствия. Происходя чаще всего высоте около 7000 -12000 м. (23000 – 39000 футов), ТЧН возникает тогда, когда потоки воздуха, движущиеся с различной скоростью, сталкиваются друг с другом. По словам исследователей Германского Аэрокосмического Центра (ГАЦ), последние атмосферные исследования показывают, что ТЧН станет еще большей проблемой в будущем, наравне с изменением климата, который, в свою очередь, увеличит частоту этого типа турбулентности.
Чтобы свести к минимуму опасность ее возникновения, ГАЦ и его партнеры по проекту DELICAT тестируют лидар (измерительное устройство, основанное на лазере), на рейсах по всей Европе. Лидар, который был разработан исследователями Института физики атмосферы ГАЦ, излучает коротковолновое ультрафиолетовое лазерное излучение в направлении полета. Путем измерения сигнала отражения от молекул кислорода и азота, устройство может обнаруживать колебания плотности воздуха и обеспечивает предупреждение возможности возникновения ТЧН заранее. Система была установлена на модифицированном самолете авиакомпании Cessna Citation, который будет использоваться в полетах по всей Европе до конца августа.
Научно-исследовательская группа надеется, что их работа приведет к развитию системы обнаружения и ее и интегрирование в самолет, пилотам которого придет заблаговременное предупреждение о ТЧН, давая им потенциальную возможность облететь турбулентность или, если это невозможно, выиграть время для пристегивания пассажиров.