Материал подготовила Дарья Красикова
Helmet mounted display ( HMD ) - нашлемный дисплей. Это устройство, используемое в некоторых современных самолетах, особенно в боевых. Данное устройство аналогично «козырьковым» дисплеям (head-up displays). Изображение проектируется на шлем или на глазное дно, тем самым позволяя пилоту получить понимание ситуации и/или расположение систем вооружения в направлении, зависящем от положения головы. Устройства, которые помогают нанести удар по противнику, называются: нашлемный прицел и дисплей (helmet-mounted sight and display) или нашлемный прицел (helmet-mounted sight). Эти устройства сначала были созданы в Южной Африке, затем в Советском Союзе и после в Соединенных Штатах.
Задачи авиационных нашлемных дисплеев:
* Использование наклона головы в качестве указателя, для направления самонаводящихся систем воздух-воздух и воздух-земля или других датчиков (например, радаров) на цель, просто указывая положением головы на нее и приводя в действие систему с помощью специальной команды. В ближнем бою до нашлемных дисплеев, пилот должен был выровнять самолет, чтобы стрелять в цель. Дисплеи же позволяют пилоту просто указать головой мишень, прицелиться и стрелять.
* Отображение информации о прицеливания и летно-технических характеристик пилоту (например, скорость полета, высота, дальность до цели, статус самонаводящегося оружие, перегрузку и т.д) на «козырьковой» системе устраняет необходимость переводить взгляд на панель управления.
* Отображение видеодатчика нужно для того, чтобы подтвердить, что он был установлен на правильную цель или местоположение. Также он нужен для просмотра местности в плохой видимости.
* Нашлемные системы, в сочетании с оружием, стреляющем под большим углом по отношению к направлению текущего полёта самолёта, дают возможность летному экипажу атаковать и уничтожить практически любую цель в поле зрения пилота. Эти системы позволяют определить мишень с минимальным маневрированием самолетов, сводя к минимуму время, проведенное в опасной зоне, и тем самым увеличивая эффективную работу самолетов, и ситуационную осведомленность пилотов.